понедельник, 27 июля 2015 г.

Гаражный кран

Ещё в начале весны было запланировано получение весьма увесистой посылки и мысль о её прибытии порождала раздумья о том как выгрузить и затащить в гараж такую тяжесть. Время шло, а всякие варианты с якобы простым решением в стиле минимализма не находили позитивного отклика в душе. И это понятно, ведь дело не только в одной посылке. В гараже регулярно приходится таскать чего-нибудь тяжелое. В итоге, мысль о мобильном подъёмном устройстве взала верх и первый прототип был построен из конструктора для выбора наиболее подходящей кинематической схемы.

Потом на протяжении недели, неспеша и задумчиво рисовал эскиз. Который, надо признаться, до сих пор в полном объёме не реализован. (размеры на эскизе в масштабе 1:10).

Но проэкт не заброшен. Просто на данный момент кран выполнил то для чего изготавливался. Он уже способен поднимать и перевозить груз. Доделка отложена пока есть более важные задачи.
Далее прилагается немного фоток с коментариями для наглядности преобразования металла в полезную железяку.

Изготовление началось с закупки материала. А его с металлобазы было привезено с запасом так как нужен был не только кран но и подставка под то что приедит в посылке.
Трубы: 60х80х2мм и 40х60х2мм по 12-ть метров, 30х60х2мм и 30х30х2мм по 6-ть метров. Ещё по 6-ть метров 25-го и 35-го уголка на всякий случай.

Роба надета, чертилка, уголок, рулетка, болгарка, струбцины и сварочник в полной готовности... Агонь! :)

Пока это лишь куски трубы. Но начало уже положено. Жесткость профиля такого сечения меня порадовала. Не то что гаражные краны в магазине. Смотрю на их ТТХ, а там грузоподъёмность 1Т или даже 2Т. Не верится. Быть может при статическом подъёме и отстутствии раскачки груза он выдержит. Но если с этой массой кран попытаться потягать по реальному  гаражу с, прямо скажем, кривым полом то ничего хорошего с этого не выйдет.

Производим выравнивание поперечин для передних колёс перед прихваткой к базе в виде буквы "А".
Надо признаться, что в процессе изготовления пришлось многое додумывать по месту т.к. детальной проработки не делал. На эскизе всё вроде просто, а в материале приходится делать вырез под поперечину пересекающую балку под углом в двух плоскостях. Пришлось немного поморочится чтоб они стали в одну линию как требуется. Кстати, конструкция трёх-опорного крана выбрана именно из-за её некритичности к кривизне пола. У 4-х опорной конструкции врождённая склонность к вывешиванию одной опоры и покачиваню при движении по ямкам и кочкам.

Примерка опорного колёса. Диаметр колёс в 200мм тоже не случаен. Чем он больше тем меньше сопротивление качению по неровностям пола которых у нас в избытке. Кроме того, это колесо с чугунным ободом и полиуритановым покрытием выдерживает порядка одной тонны нагрузки. Используются обычно в тележках для перевозки палет. В народе они называются "Рохля" или "Рокл".

Прихвачено уже две "вилки" и просверлены отверстия диаметром 13мм. А ведь их потом прийдётся растачивать напильником до 20мм. Когда делал это - примерно 40-к минут уходило на каждое из шести отверстий. Пальцы на перчатках протёрлись. Но ничего не поделать, колёса то крепить надо на нормальную ось.

Снизу добавлено две трубы которые будут работать на растяжение. Они понижают усилие на кручение в основании вилок колёс и изгибающее усилие на колёсных балках. Выставлена для прихватки вертикальная опора и в таком виде нижняя часть крана уже фактически собрана.
Впереди ещё обварка всех швов так как конструкция в некоторых местах будет испытывать весьма немалые нагрузки. Потом следует изготовить и приварить по месту шарнирные соединений о конструкции которых на момент отрисовки эскиза я имел весьма смутные представления.

Но осмотр продающихся на рынке железяк породил вполне приемлемое, а главное, бюджетное и легко реализуемое решение. В итоге, все три основных и нагруженых шарнира сделаны подобным образом:
Кругляк диаметром 50мм будет вращаться в пастелях сделаных из половинок фланца под 50-ю (двух дюймовую) трубу.
На фото прихватка уголков к кругляку. Это нижняя опора 20-ти тонного, гидравлического, автомобильного домкрата. Сначала думалось взять длинный 10Т гидроцилиндр который используют авторемонтники когда тянут силовые элементы кузова. Но как оказалось, они стоят... И поэтому за сумму в 5-ть раз меньшую цены гидроцилиндра, с мыслью о том что на основе такого домкрата можно ещё сделать пресс, был взят "малыш". Да и вообще, такая гидравлика при правильном подходе может что угодно поднимать/давить/тянуть. Так что у этого домкрата всё ещё впереди.

Долго ли коротко ли, но вот такое чудо с наскоро состряпаной стрелой произвело разгрузочные работы. Удлинял стрелу обрезками труб когда Газель с этой коробкой (массой около 300кг) уже стояла возле мастерской в ожидании разгрузки. Колёса на тот момент ещё не были прикручены т.к. требовалась расточка ещё 2-х отверстий 20мм и вваривание соединительных гаек М20 в трубу являющуюся пером вилки. Кран был подставлен к заднему борту Газели на досточках и после поднятия коробки Газель уехала, а груз был опущен на трубы 60х80. После 5-ти часов доделки ходовой части кран торжественно ввёз коробку в гараж. я же в состоянии очень сильно за....ся отправился домой.
На следующий день изготавливалась подставка. Кран продержав 2-3 часа на весу груз из посылки в итоге водрузил его на подставку. Всё работает!

P.S. Конечно, очень хочется доделать стрелу, зачистить аккуратно швы, загрунтовать и покрасить. Но когда это произойдёт?...

Комментариев нет:

Отправить комментарий